Яблочный Спас

На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.
По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».

В этот день наши предки отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг. В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму».
С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта.
Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок (кроме поздних сортов). Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.
Садоводы спешили собрать как можно больше фруктов, потому что верили – собранные в этот день плоды лучше выглядят и дольше сохранятся. К тому же впереди крестьян ждало много работы – уборка других фруктов и овощей, жатва ярового хлеба, посев озимых. Всё это нужно успеть до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной»
Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых, особенно если погода тому благоприятствует. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.
По погоде дня определяли, какой будет осень и зима:

сухой Спас предвещает сухую осень;
мокрый – мокрую;
ясный – суровую зиму

Яблочный Спас: поговорки и пословицы
Каков Второй Спас, таков и январь.
Второй Спас – всему час.
Второй Спас шубу припас.
На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
В Первый Спас («на воде») олень в реке обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») – хвост (от чего становится ещё холоднее вода).
Со Второго Спаса засевай озимые.
На Яблочный Спас и нищий нищего яблочко угостит.

Библиотека центр Экокультурного туризма

0
Запись опубликована в рубрике Мероприятия МБУ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий