«Хуплу-кась» в Новоганькинской сельской библиотеке

У каждого народа, чья жизнь связана с земледелием, издревле был праздник, знаменующий окончание сбора урожая. Есть он и у чувашей. «Кер сари», «Хуплу кась», «Автан яшки», «Кер сурти», «Автан сари», «Чуклеме»… – в разных регионах праздники назывались по-разному, и, может, даже в чем-то отличались. Но суть одна – благодарение за новый урожай и моление за будущий обильный. Делали это сообща, собираясь всем селом. Из зерна нового урожая пекли хлеб, варили пиво, и просили у богов для всех членов рода здоровья, достатка и благополучия, защиты от пожаров, врагов и стихийных бедствий…
Сегодня эти праздники возрождаются, приумножаются, обрастают новыми традициями. Причем, празднуются они во всех регионах компактного проживания чувашей, и так же, как и в старину, носят разные названия.
Праздновали и у нас, в селе Новое Ганькино праздник начинался 14 ноября. В этот день приезжали родственники — гости с других деревень и сёл. Хозяева готовили угощения, в печку в чугуне ставили баранью голову. Праздничные гулянья сопровождались песнями, танцами, с шутками и прибаутками, разными обрядами: наши предки кланялись земле, благодарили ее за щедрый урожай. было принято прощать обиды и мириться Отмечая Хуплу никто не чувствовал себя чужим или одиноким. Праздник продолжался 3 дня, затем переходил в другое село или деревню.
17 ноября гостей провожали, при этом обыгрывали шуточные обычаи. Вот некоторые из них: задержавшихся гостей из дома выметали вениками или закрывали в холодной бане. Гости разъезжались, чтобы дома ждать гостей.
Вечером же хозяева пекли курник (хуплу) в честь завершения осеннего праздника, этот вечер назывался «Хуплу-кась». Тесто для курника должно было быть рассыпчатое, песочное, поэтому клали много масла и жира. На раскатанное тесто раскладывали пшено, на него – много мяса большими кусками, обычно баранину, а сверху картофель и лук. Все это закрывалось раскатанным тестом. Было принято на Хуплу ходить из дома в дом. Заходя в дом желали, чтобы скотина хорошо перезимовала и была с приплодом, а хозяевам желали здоровья и добра.
В преддверии праздника в библиотеке оформлена выставка- инсталляция «Чувашские традиции»
На нашей встрече,посвященной «Хуплу кась» мы вспомнили наши чувашские традиции и обряды, пели песни и решили, что всё это мы должны передать нашим детям и внукам. Кто, если не мы?

Библиотека центр Экокультурного туризма

0
Запись опубликована в рубрике Мероприятия МБУ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий