Фольклорный праздник »Масленица в гостях у самовара»

Идет третий день Масленицы, среда – «Лакомка», самый красивый и вкусный день масленичной недели. Самые активные женщины нашего села собрались в библиотеке, чтобы поделиться искусством выпечки вкусных блинов, посоревноваться в знании традиций и атрибутов праздника. Участников познакомили с книжной выставкой — выставка-настроение «Веселой масленицы!»
Пахнет свежими блинами, Важно самовар гудит,
Семимильными шагами Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе, пригласим друзей к столу,
Зиму лютую проводим — встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет, ликовал чтоб стар и млад.
Пусть друг друга поздравляют все, кто Масленице рад!
Один из самых любимых русских праздников, разумеется, не мог не найти отражения в отечественной литературе. Мы выбрали для вас, дорогие друзья, самые вкусные отрывки из произведений известных писателей — читайте, наслаждайтесь, вдохновляйтесь, заряжайтесь праздничным настроением!
М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина» Масленицу проводили дома. Все были настолько возбуждены, что казалось рискованным перейти прямо к безмолвию и сосредоточенности великого поста. Поэтому масленицей пользовались, как удобным переходным временем, чтобы отдохнуть от трехмесячной сутолоки и изгнанием мяса из кулинарного обихода подготовить желудок к принятию грибной пищи. Блины, блины и блины! Блины гречневые, пшеничные (красные), блины с яйцами, с снетками, с луком…
Тэффи. Широкая масленица Из кухни несется чад, густой, масленый. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают. – Блины несут! Блины несут! Несут, но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придётся подождать “горяченьких”. Но, когда принесут “горяченьких”, окажется, что большинство уже съело первую порцию, – и прислуга начинает подавать опять сначала. На этот раз вам достаётся блин – один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине. Вы берёте его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло. Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин. Когда вы съедите его, – судьба, наверное, улыбнётся, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.
Александр Куприн «Юнкера» О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой, и с затейливо комбинированной. А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве — этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические. Счет приходилось бы начинать пудами, переходить на берковцы (старинная мера веса, равная 10 пудам, т.е. 160 кг..), потом на тонны и вслед за тем уже на грузовые шестимачтовые корабли.
И. Шмелёв «Лето Господне». Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы… икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… Чёрные сюртуки, белые и палевые шали, «головки», кружевные наколочки… Несут блины, под покровом. — Ваше преосвященство!.. Архиерей сухощавый, строгий, — как говорится, постный. Кушает мало, скромно. Протодьякон — против него, громаден, страшен. Я вижу с уголка, как раскрывается его рот до зева, и наваленные блины, серые от икры текучей, льются в протодьякона стопами. Плывет к нему сиг, и отплывает с разрытым боком. Льётся масло в икру, в сметану. Льется по редкой бородке протодьякона, по мягким губам, малиновым. — Ваше преосвященство… а расстегайчика-то к ушице!.. — Ах, мы, чревоугодники… Воистину, удивительный расстегай!.. — слышится в тишине, как шелест, с померкших губ.
А еще для вас, уважаемые читатели, предлагаем книгу « Русский народ : его обряды, предания, суеверия»./ сост. М. Забылин. — Репр. воспроизведение изд. 1880. — Симферополь : Соратник, 1992. — 615 с.
Приятного чтения!

Библиотека центр Экокультурного туризма

0
Запись опубликована в рубрике Мероприятия МБУ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий